Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методическая помощь

Научно-методические материалы

 №  Список источников  Ссылка для 
 скачивания
  1  Методика оказания адресной методической 

помощи общеобразовательным организациям,
 имеющим низкие образовательные результаты 

обучающихся

 Скачать документ (PDF, 1112 KB)
  2  Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся,
 на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, 

в том числе данных о качестве образования

 Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся,
 на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, 

в том числе данных о качестве образования (редакция 2022 года) 

 Скачать документ (PDF, 1499 KB)

 Скачать документ (PDF, 419 KB)

  3  Связь характеристик и результатов учебного процесса  Скачать 

приложение (PDF, 474 KB)

  4  Анализ резильентности российских школ  Скачать 

приложение (PDF, 1695 KB)

  5  Резильентность. Оценка по модели PISA-2020  Скачать приложение (PDF, 973 KB)
  6  Методика выявления ШНОР  Скачать документ

(PDF, 698 KB)

  7  Отчет по комплексному анализу данных о ШНОР  Скачать документ (PDF, 854 KB)
  8  Условия преодоления рисков низких образовательных результатов (на основе

анализа практик резильентных школ)

Скачать документ

(PDF, 405 KB)

  9  Методики оценки региональных управленческих механизмов Перейти по ссылке
 10  Шляйхер А. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему

XXI века? М.: Национальное образование, 2018

Перейти по ссылке
 11  Национальный отчет исследования TALIS-2018 Перейти по ссылке
 12  Agasisti T., Avvisati F., Borgonovi F., Longobardi S. Academic resilience: What schools and countries do to help disadvantaged students succeed in PISA. 
 OECD, 2018 (OECD Education Working Papers Series No. 167)
 Перейти по ссылке
 13  What makes a school a learning organization, OECD, 2016  Перейти по ссылке
 14  Методика ОЭСР «Анкетные опросы в школах для целей повышения качества среды обучения

общими усилиями», 2018

 Перейти по ссылке
   Открытый банк методических материалов  
 15  Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический менеджмент в

образовании: учебно-методический комплект материалов
 для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007

 Перейти по ссылке
 16  Я – эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы:
 учебно-методическое пособие / [сост.

Н.В. Бысик и др.]. М.: Университетская книга,

2018.

 Глава 2. Входной мониторинг в программах перехода школы в эффективный

режим работы
 (углубленная диагностика качества школьных процессов).

 Глава 3. Разработка программы перехода школы в эффективный режим работы

 Перейти по ссылке
 17   Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях.

Книга для школьных администраторов и для тех,
 кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / сост.

М. А. Пинская и др. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019

Перейти по ссылке
 18   Пакет методических материалов, проектов нормативных и локальных актов для

специалистов органов, осуществляющих управление
 в сфере образования, руководителей общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных

социальных условиях

 Скачать материалы
 19   Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Звягинцев Р.С.

и др. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования.
 2018. № 2. С. 198–227

Перейти по ссылке
 20   Бысик Н.В., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих
 в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском

образовательной неуспешности: Эмпирическая основа
 и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. 2018.

Т. 23. №5. С. 87–101

Перейти по ссылке
 21   Формирование адресных образовательных программ по работе с обучающимися с

трудностями в обучении.
 Методические рекомендации ФГБНУ

«Федеральный институт

педагогических измерений» (ФИПИ)

Перейти по ссылке
 22  Навигатор по ресурсам индивидуализации и тьюторства (материалы Института непрерывного образования
 Московского городского педагогического университета)
Перейти по ссылке
 23   Цифровая платформа психолого-педагогических программ работы с трудностями в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски 
 неблагоприятных социальных условий /

коллектив авторов – лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ 
 и технологий в образовательной среде

(2018–2019), ФГБОУ ВО МГППУ, Федерация психологов образования России

Перейти по ссылке
 24  Я – эффективный учитель: как мотивировать

к учебе и повысить успешность

«слабых» учащихся: учебно-методическое

пособие / сост.: Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. М.: Университетская книга, 2017.

 Глава 2. Формирующее оценивание – инструмент эффективного преподавания

Перейти по ссылке
 25  Зарецкий В. Как учителю работать с

неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода. М.:

Чистые пруды,  2011. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование.

Педагогика»; вып. 33)

Перейти по ссылке
 26  Дадли П. Lesson Study: руководство. 2011  Перейти по ссылке
 27  Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации

/ сост.: М.А. Пинская, А.М. Михайлова.
 М.: Российский учебник, 2019

 Перейти по ссылке
 28  Описание федерального проекта Союза

«Молодые профессионалы (Ворлдскиллс

Россия)», «Билет в будущее» 

 Перейти по ссылке
 29  Методические материалы по признакам

девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков
 и профилактике девиантного поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2018

 Перейти по ссылке
 30  Пакет документов по внедрению школьных

служб примирения

 Перейти по ссылке
 31  Российско-финская программа для начальной школы «Умелый класс: формирование

социальных навыков как метод профилактики
 эмоциональных и поведенческих проблем

у детей», разрабатывается на кафедре

юридической психологии и права
 факультета юридической психологии МГППУ с участием д-ра Бена Фурмана

(Helsinki Brief Therapy Institute, Финляндия)

 Перейти по ссылке
 32  Методические рекомендации для региональных

и муниципальных

органов управления образованием,
 руководителей образовательных организаций по вопросам вовлечения родителей (законных представителей) обучающихся
 в работу органов государственно-общественного управления образованием

 Перейти по ссылке
 33  Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от

27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций
 по механизмам вовлечения общественно-

деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений

 по вопросам управления развитием образовательной организации,

в том числе в обновлении образовательных программ»

Перейти по ссылке
 34  Комплект наглядных информационных

материалов для родительской

общественности по участию в государственно-общественном управлении 
 образованием

Скачать материалы
 35  Как создать Управляющий совет в школе?  Перейти по ссылке
 36  Как организовать просвещение родителей?

Контент для организации

просветительской работы, интересные практики

 nra-russia.ru

 ruroditel.ru

 растим

детей.рф    

 37  Поливанова К.Н. и др. Самоэффективность как содержательная основа 

образовательных программ для родителей // Вопросы образования.
 2015. №4. С. 184–200

 Перейти по ссылке
 38  Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. №8. С. 64–72  Перейти по ссылке
 39  Любицкая К.А. Уровни родительского участия в образовании своих

детей // Культурно-исторический подход в современной психологии 
 развития: достижения, проблемы, перспективы: Сборник тезисов

участников VI Всероссийской научно-

практической конференции по психологии 
 развития, посвященной 80-летию со дня

рождения профессора Л.Ф.

Обуховой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.

С. 156–159

 Перейти по ссылке
 40  Антипкина И.В., Любицкая К.А., Нисская А.К. Вовлеченность родителей

третьеклассников в учебные дела детей //

Вопросы образования. 2018.
 №4. С. 230–260

 Перейти по ссылке
 41  Любицкая К.А., Шакарова М.А. Коммуникация

семьи и школы:

ключевые особенности на современном

этапе // Вопросы образования. 2018. №3.
 С. 196–215

 Перейти по ссылке
 42  Любицкая К.А., Нисская А.К. Взаимодействие

семьи и школы:

каналы коммуникации педагогов и родителей // Семья и дети в современном мире:
 Коллективная монография. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. Т. 4. С. 218–225

 Перейти по ссылке
 43  Организация просветительской работы с родителями по вопросам

профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации
 для руководителей образовательных

организаций / сост.:

Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт,

А.О. Казина и др. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.

 Перейти по ссылке
 44  Опыт работы школьных служб примирения

в России: Сборник

материалов. М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2014

 Перейти по ссылке
 45  Восстановительный подход в работе педагога-психолога  Перейти по ссылке
 46  Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога  Перейти по ссылке
 47  Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической

службы / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. 
 Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

 Перейти по ссылке
 48  Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в

образовательной среде: учебно-методическое пособие
 для педагогов-психологов / под ред.

О.Е. Хухлаева, М.Ю.

Чибисовой. М.: МГППУ, 2013

 Перейти по ссылке